Взлетно-посадочные полосы аэродромов испытывают колоссальные нагрузки.
Для строительства, эксплуатационного содержания и ремонта швов покрытий летного поля используют битумно-полимерный герметик ТЕХНОНИКОЛЬ. Рассказываем, какими свойствами он обладает и как его правильно применять.
Что такое битумно-полимерный герметик
Это однокомпонентный материал из нефтяного битума, модифицированного искусственного каучука и технологических добавок. Он обладает широким диапазоном рабочих температур, очень эластичен, быстро затвердевает и не имеет усадки.
Битумно-полимерный герметик препятствует попаданию влаги в шов и предназначен для правильной работы швов покрытий летного поля. Материал обеспечивает их водонепроницаемость и устойчивость к влаге в течение долгого времени.
Герметик выдерживает воздействие ультрафиолетового излучения, устойчив к износу во всем диапазоне рабочих температур и к агрессивным условиям окружающей среды. Также герметик обладает хорошей адгезией к разным поверхностям – цементно-бетонным, каменным и металлическим.
Всего есть пять марок битумно-полимерного герметика ТЕХНОНИКОЛЬ: БП-Г35, БП-Г50, БП-Г25, Титан 200 и Титан 300. Они все прошли испытания в научных организациях, а заводы, где их производят, проверили специалисты научно-исследовательского института гражданской авиации «АЭРОПРОЕКТ». В результате эксперты подтвердили возможность применения герметика ТЕХНОНИКОЛЬ на аэродромах гражданской авиации.
Для каких работ на аэродромах используют герметик
На аэродромных покрытиях герметизируют швы во время ремонтно-восстановительных работ или нового строительства:
- ремонт деформационного шва на монолитном железобетонном основании;
- устройство рабочего и компенсационного швов;
- герметизация швов сборных аэродромных покрытий;
- консервация трещин и ремонт сколов железобетонного покрытия;
- консервация трещин на асфальтобетонном покрытии.
Ремонт или устройство деформационного шва состоит из нарезки паза, укладки уплотнителя и герметика.
Как применять герметик
Подготовка. Чтобы повысить качество герметизации швов, их долговечность и выносливость, перед началом работ необходимо учесть:
- погодные условия – температура воздуха не должна опускаться ниже +5 °C, никаких осадков;
- прочность бетонного покрытия – нарезать швы можно при достижении цементобетоном прочности на сжатие 8,0–10,0 МПа (80–100 кг/см²).
Нарезка швов. Для этого используют нарезчики с алмазными дисками – их размеры должны соответствовать геометрическим размерам паза. Чтобы предотвратить разрушения шва от эксплуатационных нагрузок, фаски нарезают под углом 45°.
Очистка, промывка и продувка. Для максимальной адгезии герметика к бетонной поверхности нужно тщательно очистить паз шва от грязи, старого герметика, раскрошившегося бетона и влаги. Для этого используют металлические щетки или нарезчики швов с дисковыми щетками.
Затем шов тщательно промывают водой с помощью агрегата высокого давления. Потом продувают сжатым воздухом компрессора при давлении 0,4–0,7 МПа. Если влага вновь попадает в шов, продувку надо повторить.
После этого шов высушивают с помощью газовых горелок или инфракрасных обогревателей.
Грунтование. Чтобы защитить поверхности от разрушительного воздействия внешней среды, боковые грани железобетонных плит грунтуют. Смесь наносят равномерно и без пробелов. Причем период между грунтовкой и герметизацией не должен превышать полчаса, иначе шов может загрязниться.
Укладка уплотнителя. Чтобы не было перерасхода герметика, в шов укладывают термостойкий уплотнительный шнур. Его диаметр должен быть больше ширины паза на 20–30 %. Для этого используют прикатывающее колесо или изношенный алмазный диск, если он не навредит целостности шнура. При этом шнур не должен быть растянутым и нельзя допускать попадания воды на него.
Герметизация. Для заливки используют котлы-заливщики или кохеры. Их главная задача – поддерживать правильную температуру герметика: между 170 и 190 °C. Если перегреть или, наоборот, не догреть, он утратит свои свойства и герметизация не будет выполнена.
Шов заполняют герметиком непрерывным слоем, согласно проекту. При заполнении герметик не должен вытекать из шва, излишки необходимо убирать. Заливка должна проходить в один прием и один слой – доливать нельзя.